Фирменные магазины: пр-т. Независимости 111 | пр-т. Партизанский 8 | ул. Колесникова 18
Оформить заказ

Простым языком о том, из чего состоит велосипед

Велосипед – это транспортное двухколёсное (трёхколёсное) средство, которое приводится в движение за счёт мускульной силы человека.

Существует много разновидностей велосипедов, но все они включают в себя основные элементы, без которых движение не представляется возможным.

Обычная ситуация, когда человек покупает велосипед и ориентируется только на то, что ему рассказывает продавец, не вникая в детали. В общем, это и не нужно любителю, а профессиональный велосипедист часто знает всё о своём байке или узнаёт ещё на этапе выбора.

Другое дело, когда возникает необходимость что-то заменить, починить или переделать в лучшую сторону. Велолюбитель старается вникнуть во все процессы самостоятельно и всплывает множество непонятных терминов, новых слов, о которых раньше может быть и не слышали.

В этой статье мы расскажем простым языком о том, из чего состоит велосипед 

 

 

 

 

 

Из чего состоит велосипед

 

Рама – самая главная составляющая. Несущую конструкцию можно назвать скелетом велосипеда, так как именно на ней держатся все остальные детали и механизмы, приводящие к движению. Состоит классическая рама из двух треугольников, образованных трубами. Геометрия различается, в зависимости от типа и предназначения велосипеда. Так, например, в женской модели велосипедов верхняя труба скошена или вовсе отсутствует.

Руль – голова и шея велосипеда. С помощью руля выполняются манёвры во время езды. Тип руля соответствует манере езды и может быть разной формы и высоты, начиная с прямых и заканчивая сильно загнутыми, как бараньи рога.

Вилка – часть велосипеда к которой крепится переднее колесо и осуществляется его вращение в нужном направлении, а также даёт дополнительную амортизацию или исключает её, при необходимости.

Седло – обеспечивает комфорт велосипедиста и может отличаться по степени мягкости, ширине и форме. Так, для спортивной езды используются заострённые узкие сёдла, а для размеренной езды по городу устанавливаются широкие комфортные.

Колёса – обеспечивают сцепление с поверхностью и манёвренность. Диаметр колёс колеблется от 12 дюймов (для маленьких детских велосипедов) и до 29 дюймов (для высоких людей, предпочитающих накат) • Трансмиссия – целая система, которая приводит велосипед в движение за счёт усилий велосипедиста. Состоит из множества деталей, каждое из которых выполняет важную функцию.

Тормозная система – останавливает велосипед или замедляет его во время движения.

Мы перечислили главные части велосипеда и определили их назначение, теперь рассмотрим каждую из них подробнее.

Грипсы

 

 

Ручки, которые крепятся непосредственно на руль велосипеда. Обеспечивают сцепление рук и руля, предотвращают скольжение. Могут быть выполнены из разного материала и отличаются по своей форме, но всегда универсальны по своему размеру (за исключением детских велосипедов и BMX).

Вынос руля

 

 

Связующее звено, соединяющее руль и вилку велосипеда. Выносы различаются по типу назначения велосипеда, бывают нерегулируемые и регулируемые. Регулирумые выносы также могут настраиваться по высоте. Важнейший параметр выноса руля - это его угол наклона и длина. С помощью замены стандартного выноса от производителя на новый с другой длиной и наклоном можно изменить положение рук и усовершенствовать посадку.

Рулевая колонка

 

 

Рулевой узел, отвечающий за плавность вращения и безопасность управления. Бывают безрезьбовые и резьбовые. Состоит из двух подшипников, колец и чашек.

 

 

Элементы вилки и типы вилки

 

 

 

Штаны - нижняя часть вилки, к которой крепится колесо

Ноги - трубки, по которым скользят штаны вилки

Корона - конструкционный элемент, соединяющий ноги со штоком вилки

Горилла -перемычка между двумя частями штанов (может отсутствовать)

Чаще всего встречаются два типа вилок:

Амортизационная вилка- обеспечивает плавность хода за счёт амортизационной составляющей внутри. Бывает пружинная, масляная, воздушная или смешанного типа вилки. Нуждается в обслуживании и особенном уходе, так как включает в себя множество подвижных деталей, пропитанных смазкой.

Жёсткая вилка- фиксированная вилка без какой-либо амортизации. Такие вилки легче предыдущих, дешевле, но не могут гасить сильные вибрации. Не нуждается в каком-либо обслуживании и уходе, так как нет подвижных элементов и представляет собой цельную часть велосипеда.

 

Подседельный штырь 

труба, на которую крепится седло и осуществляется регулировка высоты. Штырь устанавливается в самой раме с помощью специальных хомутов.

 

Элементы колеса

 

 

 

 

Колесо состоит из элементов и деталей, которые напрямую влияют на прочность и способность выдерживать разные нагрузки.

Втулка – центральная часть колеса, которая вращается при помощи подшипников и приводит в движение само колесо. Это сердце колеса, включающее в себя множество деталей, образующих целый механизм.

Спицы – соединяют втулку и обод колеса, создавая прочную конструкцию и правильно распределяя нагрузку. К ободу спицы крепятся при помощи ниппеля. Спицевой набор и его качество влияет на качество колеса в целом. При помощи правильного подбора количества и диаметра можно добиться дополнительной амортизации колеса или его жёсткости.

Обод – загнутый в круг профиль, на который крепятся покрышки. В совокупности, спицы и обод формируют жесткость колеса. Диаметр, ширина и материал изготовления обода влияют на скорость, манёвренность и максимальные нагрузки, которые может выдержать колеса.

Покрышка – внешняя оболочка всего колеса, которая состоит из множества нитей, сверху обтянутых слоем резины. Характеристики покрышки влияют на качество езды в разных условиях. Рисунок (протектор) покрышек может колебаться от еле видимого (для езды исключительно по ровной и гладкой поверхности) до выраженного шипованного (для зимней езды по снегу и льду).

Составляющие трансмиссии и разновидности

 

 

 

 

 Существует много типов трансмиссии:

 

• Прямой, когда ведущее колесо с педалями скреплено напрямую, без применения системы с цепью. Такая трансмиссия встречается на пенни-фартингах, моноциклах (с одним колесом), трехколесных детских велосипедах.

• Зубчатой, в которой используются шестеренки с зубьями.

• Вальной, в которой используются валы для передачи крутящего момента.

• Ременной. Здесь используются ремни, которые, в отличие от цепей, не требуют смазки.

• Гидравлической. Используется гидравлическая система, а не механическая.

• В виде планетарной втулки, состоящей из большого числа деталей и напоминающей коробку передач автомобиля.

• Комбинированной, являющейся гибридом сразу двух видов трансмиссий для велосипеда: внешней и внутренней (планетарной).

 

Трансмиссия состоит из таких важных частей, как:

 

Система – это набор звёзд (спереди). Служит для трансформации движений ног человека во вращение, приводящее к движению.

Шатуны – соединяют между собой педали и звёзды. Бывают разные по форме и длине, которую следует подбирать в соответствии с ростом человека.

Каретка – соединяющее звено между шатунами и рамой. Отвечает за крутящий момент, передаваемый от педалей к колесу. Расположена в кареточном стакане между трубой и нижними перьями рамы.

Кассета или трещотка- система задних звёзд на заднем колесе велосипеда, которая крепится к втулке. Состоит из разных по размеру звёзд, которые разнятся по количеству и обеспечивают возможность переключения скоростей. Количество звёзд в кассете составляет от 8 до 12, имеет больший срок службы и меньший вес. Количество звёзд в трещотке меняется от 5 до 7, выдерживает меньшие нагрузки, но дешевле кассеты.

Цепь – элемент трансмиссии, который передаёт энергию движения от системы к заднему колесу. Состоит цепь из звеньев, которые соединены между собой при помощи пинов или замочка. У всех велосипедных цепей одинаковый размер звена, который равен 25.4 мм. Отличаются цепи по типу и материалу из которого изготовлены, что влияет на прочность, износоустойчивость и вес.

Переключатели скоростей (передний и задний) – выполняют функцию натяжения цепи и её переключения с одной звездочки на другую и обратно, меняя скорости. Передний переключатель есть только в велосипеде, где спереди две или три звезды.

Шифтеры или манетки – переключатели на руле велосипеда, которые соединены тросиками с передним и задним переключателями (для каждого соответственно). При их помощи происходит переключение скоростей на нужную. Бывают разных типов и отличаются между собой по способу переключения, количеству скоростей, классу и качеству.

Тормозная система – неотъемлемая часть велосипеда, которая выполняет функцию торможения и бывает нескольких видов:

Дисковые тормоза – выглядит такая система в виде диска, который устанавливается на втулке колеса. Действенный механизм, который точно срабатывает в любой ситуации, но требует особого ухода. Бывают гидравлические и механические. Тяжелее других систем, дороже, но эффективнее.

Ободные тормоза – устанавливаются на обода колёс. Тормозят при помощи сдавливания колодками, которые плотно прилегают к ободам. Самый часто встречающийся вариант, так как легче предыдущего по массе, проще в обслуживании и дешевле.

Барабанный – ножной тормоз, расположенный в задней втулке колеса, где установлены тормозные колодки. Торможение осуществляется за счёт прокручивания педалей против движения. Такой вариант можно чаще всего встретить на детских велосипедах или городских моделях для взрослых.

Мы рассказали об основных элементах и системах велосипеда, которые можно встретить чаще всего. Теперь вам будет проще ориентироваться в понятиях велосипедного мира, и вы без труда найдёте нужную вам деталь, при необходимости.