Покупка первого мотоцикла: как выбрать и на что обратить внимание?
Согласно подробным классификациям существует порядка 20 классов мотоциклов — каждый вид разработан под определенный стиль езды. Неопытному мотолюбителю легко потеряться в этом многообразии. Как выбрать первый мотоцикл и на что обратить внимание при покупке? Ответов на этот вопрос в интернете множество. Но есть нюанс: они противоречат друг другу.
На самом деле на первый сезон можете выбирать практически любой байк, главное, чтобы он был надежным, «послушным» и удобным. Потом вы скорее всего поменяете его, опираясь уже на личный опыт, а не советы знакомых или других покупателей.
Цель нашей статьи — обратить внимание начинающих мотолюбителей на важные, но не всегда очевидные нюансы, что позволит сделать правильный выбор и без проблем откатать первый сезон.
Виды мотоциклов для начинающих мотолюбителей
Новички чаще выбирают следующие классы мотоциклов:
- Классический. Разработан для комфортной езды в городских условиях. Отличается удобной прямой посадкой, умеренной мощностью, экономным расходом топлива. Такой байк хорошо подходит для поездок на работу или в магазин. При желании на нем можно выехать и на трассу, но учитывайте, что ветрозащита классических моделей не особо высока.
- Стрит. Еще один требовательный к дорожному покрытию тип. В отличие от классических, мотоциклы стрит заточены под скоростную езду: у них мощнее двигатель, а корпус оснащен пластиковыми обтекателями. Основной минус таких моделей — панели легко повреждаются от падений и ударов, чего новичкам избежать бывает трудно.
- Эндуро. Это легкие мотоциклы для езды по бездорожью. Для них характерны высокая маневренность и хорошая амортизация ям и ухабов — но скоростью эндуро похвастаться не могут.
- Турэндуро. К этому классу относятся универсальные байки, на которых удобно и по городу катать, и в лес заезжать. Совсем в дебри, впрочем, лучше не стремиться: больший, чем у эндуро, вес, и не настолько рельефная резина мешают комфортно гонять по бездорожью.
Теперь объясним, почему в этом списке нет спортивных мотоциклов. Ответ прост: для первого «коня» они слишком мощные, дорогие и хрупкие — из-за обилия пластиковых деталей. К тому же, посадка на спортбайках не прямая, а с наклоном вперед. При длительных поездках — примерно от часа — сильно затекают ноги и спина, из-за чего мотоциклист думает не столько о дороге, а как бы усесться поудобнее.
Рассчитываем бюджет для покупки первого мотоцикла
Итак, вы собрали некоторую сумму денег, которую готовы потратить на увлечение. Прежде чем подбирать подходящую модель байка, откройте интернет-браузер и выясните, сколько будет стоить:
- обучение в автошколе на категорию А или А1 и оформление удостоверения;
- регулярное ТО;
- хранение мотоцикла в несезон;
- страховка;
- приобретение экипировки.
Обязательно до покупки заложите бюджет на все указанные пункты. Особенно нежелательно пренебрегать качественной экипировкой — ведь от нее в какой-то момент может зависеть ваша жизнь.
Полный шлем, плотные мотоботы, штаны и куртка — тот минимум, который должен появиться у каждого, кто решил стать мотоциклистом. Именно решил, а не стал: подход «пока поезжу, а потом куплю» в корне неверный.
Кто-то может возразить: в Индии, Вьетнаме и других жарких странах люди ездят буквально в шортах и майке. Но это не значит, что они не попадают в аварии. У нас другой климат, большую часть сезона в экипировке во время езды жарко не будет. Поэтому советуем любителям покататься налегке в Беларуси купить велосипед вместо мотоцикла — так будет безопаснее.
Подсчитали сумму расходов? Теперь отнимите ее от общего бюджета. Не пугайтесь, если осталось мало — купить мотоцикл в рассрочку в Беларуси вполне реально.
В качестве первого мотоцикла не стоит выбирать дорогую модель. Избежать ошибок при вождении и, как следствие, повреждений корпуса новичку очень тяжело.
На что обращать внимание начинающему мотолюбителю при покупке?
Бюджет определили, теперь ответьте себе на вопрос: зачем мне мотоцикл. Для поездок по городу — берите классик или стрит. Планируете путешествовать — подойдет турэндуро. Если хочется кататься по лесам и полям — лучшим выбором будет эндуро.
Цель приобретения мотоцикла очерчивают некоторый круг моделей, которые можно рассматривать для покупки новичку. Чтобы выбрать подходящую, отталкивайтесь от следующих параметров байка:
- Размер. Длина мотоцикла и высота сидения должны обеспечивать удобную посадку, хороший обзор индикаторных панелей, возможность устойчиво стоять на земле двумя ногами во время остановки.
- Масса. Чем тяжелее байк, тем лучше он двигается по прямой, но хуже маневрирует. В качестве первого мотоцикла массивные модели лучше не рассматривать — ими труднее управлять и сложнее поднимать при падении. Оптимально, чтобы байк был примерно в 3 раза тяжелей хозяина.
- Объем двигателя. От кубатуры зависит мощность мотора, его крутящий момент, максимальная скорость и тяга. Начинающим обычно советуют брать модель с объемом двигателя до 200–250 кубов. Такая техника скорее «простит» типичные ошибки новичков вроде брошенного сцепления или перекрученного газа — последствия вряд ли будут серьезными.
- Ремонтопригодность. Изучите информацию: узнайте насколько легко достать подходящие расходники, не стоят ли оригинальные запчасти как крыло от самолета и прочие моменты.
Отдельно поговорим про систему ABS. Ее назначение — не допустить блокировки колес и скольжения при резком торможении. И очень часто в интернете можно видеть утверждение, что выбирать первый мотоцикл нужно только с ABS.
Резон в этом есть. Если в автошколе вас не научили правильно пользоваться передним и задним тормозом — пожалуй, лучше последовать совету, несмотря на то, что модели с ABS обычно дороже. Но если с инструктором повезло — имеет смысл сэкономить, например, в пользу экипировки.
Молодым людям, не достигшим совершеннолетия, можно также посоветовать начать с мопеда. Он недорогой, маломощный, экономичный — позволит получить опыт вождения двухколесного транспорта. Можно даже купить мопед в Беларуси с доставкой, что особенно актуально жителям из глубинки.
Для справки: правильная посадка мотоциклиста
Если предложить человеку первый раз сесть на мотоцикл, можно заметить следующие ошибки:
- Посадка в центре сиденья, вытянутые напряженные руки: в таком положении сложнее управлять байком, а кисти быстро забиваются и немеют.
- Излишне прямой корпус: поза дает лишнюю нагрузку на спину и шею.
- Расслабленные ноги, не прижатые колени: при маневрировании тело болтается и нарушает баланс.
- Упор в подножку пяткой: носок при этом располагается слишком низко, и при прохождении крутого поворота есть риск зацепить дорожное покрытие и получить травму.
Поэтому, оценивая при покупке, подходит ли вам мотоцикл, постарайтесь сразу сесть на него правильно. Расположитесь поближе к бензобаку с прямой спиной, руки держите расслабленными и согнутыми в локтях, колени прижмите к корпусу. На подножку нужно вставать передней частью ноги, чтобы носки не свисали.
Получилось так расположиться? Удобно? Легко дотягиваетесь до ручки газа и поворотников? Хорошо видны информационные панели? Если ответы на все вопросы положительные, значит по параметру «габариты» мотоцикл вам подходит.
Почему стоит покупать новый байк?
А не приобрести ли мне мотоцикл б/у? Этим вопросом задаются не только новички, но и опытные мотоциклисты. Но если последние обычно знают, что им нужно и чем можно пожертвовать, то начинающим в эту лотерею лучше не играть. Вот почему:
- Сложно понять реальное техническое состояние мотоцикла.
- Есть практически стопроцентная вероятность, что байк падал, даже если первый владелец утверждает обратное.
- Отсутствует заводская гарантия и сервисная поддержка.
К тому же вспомните: мы ищем мотоцикл с двигателем до 200–250 кубов. В данной категории представлено множество моделей, найти подходящую под свои нужды и бюджет вполне реально.
Заключение
Итак, каким должен быть первый мотоцикл для начинающего байкера? Пройдемся по основным характеристикам:
- Вес — легкий. Проще управлять, тормозить, поднимать после падения и, если вдруг возникнет необходимость, катить в руках.
- Размер — согласно телосложению. Определяется только лично. Никакие формулы не помогут понять, подходит мотоцикл под вас или нет.
- Мощность — умеренная. Важен не столько объем двигателя, сколько соотношение общей массы и мощности. Крупному брутальному мужчине можно присмотреться и к байкам с большой кубатурой двигателя — например, мотоциклу Гусь: при езде на менее мощной модели может возникнуть ощущение, что байк «не тянет». Хрупким девушкам, наоборот, будет сложно справиться с излишне резвым «конем».
При выборе первого мотоцикла слушайте советы друзей, знакомых, интернет-экспертов, но думайте своей головой. Найти подходящий по всем параметрам байк — непростая задача. Надеемся, благодаря нашим рекомендациям вы с ней справитесь.