Какое масло заливать в мотоцикл?
Регулярная замена горюче-смазочных материалов — одна из самых важных задач, которую должен решить владелец байка. Своевременная смазка защищает двигатель от износа и способствует улучшению его работы. Но абы какое масло заливать в мотоцикл нельзя.
Давайте разберемся, в чем отличие разных видов ГСМ и на что обращать внимание при выборе.
Виды масел
По составу горюче-смазочные материалы для мотоциклов бывают:
- Минеральные — самые недорогие и простые масла, изготовленные из переработанной нефти. Качество продукта зависит от уровня очистки первоначального сырья. Рекомендовано для эксплуатации в теплое время года при умеренных нагрузках на мотор. Требует более частой замены, чем другие типы.
- Синтетические — произведены из синтетических компонентов путем химической переработки. Устойчивы к окислению, сохраняют вязкость при высоких и низких температурах, не образуют нагар. Основной недостаток — высокая стоимость.
- Полусинтетические – представляют собой смесь минерального и синтетического масел, сочетая достоинства обоих. Лучший вариант по соотношению цены и качества.
Рассмотрим пару ситуаций. Если купить мопед в Беларуси, оптимальным для него будет минеральное масло: для неспешных поездок в сезон эксплуатационных качеств недорогих ГСМ будет достаточно.
Более мощному мотоциклу 125 кубов, к примеру, необходима более надежная и гибкая полусинтетическая смазка, способная как обеспечить холодный пуск, так и поддерживать работу двигателя на высоких оборотах.
Синтетика нужна в первую очередь спортивным мотоциклам, мотор которых нередко работает в форсированном режиме.
Международные стандарты
Помимо базового разделения мотоциклетных масел на три типа, существует градация ГСМ с учетом нескольких международных стандартов:
- SAE — учитывает сезонность применения ГСМ. Маркировка может выглядеть примерно так: «10W-40». Первое число кодирует минимальную температуру, при которой двигатель запустится, а второе — максимальную рабочую. Смазку, приведенную для примера, можно использовать в диапазоне температур -25–35 ℃.
- API — американская классификация, разделяющая масла по соответствию объему двигателя транспортного средства. TA подходит маломощным скутерам и мопедам, TB и TC — мотоциклам.
- JASO — буквенно-числовая кодировка, показывающая совместимость ГСМ с различными видами двигателей. Так, если первая буква кода «F», масло подойдет в двухтактный мотор, «M» — в четырехтактный.
И снова приведем пару примеров.
Представьте, что вы хотите купить скутер в Беларуси в рассрочку, например, MINSK Vesna 50. По классификации API ищите для него смазку с маркировкой TA или TB, по JASO — M-1 или MB. Рекомендуемую вязкость ГСМ и его тип по составу смотрите в инструкции производителя.
Если же вы решили купить мотоцикл на 250 кубов с четырехтактным двигателем, расходником для него станут масла, имеющие маркировку API TB или TC и JASO M-1 или M-2.
От чего зависит выбор ГСМ?
То, какое именно масло рекомендуется заливать в мотоцикл, определяется следующими параметрами транспортного средства:
- Объем двигателя: выбирайте ГСМ, ориентируясь на классификацию API.
- Тип двигателя: масла для двухтактных и четырехтактных моторов не взаимозаменяемы.
- Сезона: ГСМ должны сохранять рабочие характеристики вязкости в требуемом диапазоне температур.
- Принципа работы сцепления: Бывает «сухое» и «мокрое». «Мокрое» сцепление по мере работы загрязняет ГСМ и требует присутствия в масле особых очищающих присадок. «Сухое» не требует смазки и используется в основном в спортивных мотоциклах, где важна скорость и точность переключения передач.
- Режима эксплуатации: езда по бездорожью, гонки на высоких скоростях являются экстремальными из-за нагрева двигателя и быстрого загрязнения ГСМ. Мотоспорт требует от байкера вдумчивого подбора подходящего по типу и присадкам масла.
Рассмотрим подробнее двухтактные и четырехтактные мотоциклетные двигатели.
Двухтактный завершает полный цикл работы — впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск — за два такта поршня или один оборот коленчатого вала. Для него характерна компактность, малый вес и простота конструкции. Топливо и масло в 2Т моторах смешиваются вместе, потому ГСМ должны обладать следующими характеристиками:
- стойкость к образованию нагара;
- малое выделение дыма при сгорании.
Конструкция четырехтактных двигателей сложнее: в них присутствует система клапанов, управляемая распределительным валом. Топливо и масло не смешиваются, что обеспечивает чистое горение и лучшую смазку движущихся частей. В ГСМ производители добавляют много присадок, улучшающих их характеристики. В двухтактных двигателях при сгорании они образовывали бы нагар.
Именно по этой причине важно использовать «правильное» масло, подходящее своему типу двигателя.
Как правильно менять масло в мотоцикле?
В рамках данной статьи мы не будем приводить полный алгоритм манипуляций, необходимых для замены ГСМ. Дадим лишь несколько общих рекомендаций, которые нужно учитывать мотовладельцам:
- Сразу после того, как вы купили мотоцикл, замените заводскую консервационную смазку.
- Меняйте масло примерно после каждых 3000 км пробега.
- Следите за состоянием масляных фильтров.
- Избегайте подделок. Покупайте смазочные материалы в крупных магазинах, сотрудничающих с официальными дилерами.
- Пользуйтесь промывочными маслами, переходя на ГСМ другого производителя. Разные присадки могут вступать в химическую реакцию друг с другом, что чревато забиванием масляных каналов.
Промывать двигатель от остатков старой смазки нужно и в том случае, если вы приобрели мотоцикл с рук. Даже если предыдущий владелец уверенно называет марку используемого ГСМ, лучше не рисковать: есть вероятность, что он ошибся или по незнанию заливал подделку.
Почему автомобильное масло не подходит?
Несмотря на то что оба типа ГСМ могут выглядеть схоже и часто включают одни и те же базовые компоненты, между ними имеются существенные различия.
Мотоциклетные двигатели, в отличие от автомобильных, обычно работают на более высоких оборотах и сильнее нагреваются. Масла, специально разработанные для мотоциклов, учитывают эти условия и обеспечивают оптимальную вязкость в широком диапазоне температур.
Кроме того, в большинстве массовых моделей байков реализовано «мокрое» сцепление, когда масло одновременно смазывает двигатель, коробку передач и сцепление.
Если заливать в мотоцикл автомобильные масла, можно столкнуться со следующими проблемами:
- Увеличенный износ двигателя. Неправильные ГСМ могут не обеспечивать достаточную защиту и смазку.
- Проблемы со сцеплением. Присадки, имеющиеся в автомобильных маслах, могут вызвать проскальзывание сцепления.
- Потеря мощности и производительности. Перегрев негативно влияет на тягу двигателя.
Несмотря на то, что в советское время мотоциклисты активно пользовались автомобильными маслами, сегодня перенимать их опыт не стоит. Во-первых, специализированная смазка тогда была попросту недоступна, во-вторых, инженеры учитывали этот факт при разработке двигателей.
В современные мотоциклы заливать автомобильное масло можно только в качестве крайней меры и на как можно менее продолжительный срок. Перед заменой ГСМ обязательно воспользуйтесь промывкой.
Заключение
Подведем итоги. Чтобы обеспечить надежную работу двигателя и избежать быстрого износа, при выборе ГСМ для мотоцикла:
- Следуйте рекомендациям производителя. В инструкции обычно указаны требования к смазке.
- Учитывайте условия эксплуатации. Например, если вы часто ездите по загруженным дорогам или в жаркую погоду, выбирайте ГСМ, устойчивые к высоким температурам.
- Обращайте внимание на маркировку. Стандарты API, JASO, SAE указывают на соответствие масла определенным требованиям.
- Регулярно меняйте ГСМ. Загрязненное, окислившееся, с выработанными присадками масло не в состоянии выполнять свои функции.
В случае затруднений в подборе подходящих расходников для мотоцикла или их замене не стесняйтесь обращаться за помощью к консультантам розничных и интернет-магазинов. Как правило, они отлично знают ассортимент и понимают различия между различными марками ГСМ. Главное — сообщите сотруднику модель мотоцикла и планируемый стиль катания.
Помните, что вовремя и правильно обслуживать мотоцикл намного проще, чем потом его ремонтировать. Уход любит любая техника. Даже если вы решили купить в Беларуси велосипед, вам все равно придется столкнуться с заменой смазки: в цепи, амортизации, движущихся узлах.
Так что, не нужно бояться трудностей — менять ГСМ в мотоцикле сложно только в первый раз. Дальше все пойдет как по маслу.