Как выбрать городской велосипед: руководство экспертов
Городская езда на велосипеде предусматривает движение преимущественно по ровным дорогам, с частыми разгонами и торможениями. Внедорожные и скоростные качества отходят на второй план, приоритет отдается хорошей динамике, управляемости, маневренности.
Необязательно выбирать дорогостоящий профессиональный байк, если планируется совершать только прогулочные поездки или ездить на работу. Покупайте модель с теми опциями, которые действительно необходимы, это позволит избежать неоправданных расходов.
Далее узнаем, на что обратить внимание при выборе велосипеда для езды в условиях современного города.
Типы городских велосипедов
Байки различаются по конструкции, функционалу, комплектации, техническим характеристикам и другим особенностям. Рассмотрим те, которые лучше подходят для городской езды.
Классическая городская модель
Это традиционная конструкция, известная с советских времен (модели называли «взрослыми»). Такие байки оптимальны для людей, не имеющих серьезной физической подготовки и предпочитающих неторопливую езду в прогулочном стиле.
Большинство из них имеют односкоростную трансмиссию, есть и многоступенчатые модели — но, как правило, больше трех передач не используется. Рама обычно стальная, большие 28-дюймовые колеса хорошо держат накат и легко преодолевают дорожные препятствия (ямы, ухабы, выбоины). Вертикальная посадка обеспечивает комфорт, поскольку является привычной для тела.
Преимущества городских велосипедов мужских и женских — это простота конструкции, надежность (практически не ломаются), нетребовательность к обслуживанию. Но они не подходят для дальних (более 10 км) поездок, на них трудно преодолевать подъемы.
Гибрид
К данной категории относятся модели, у которых совмещены черты городского и горного байка.
Гибридный городской велосипед — универсальная модель, адаптированная для разных условий езды. У нее многоступенчатая трансмиссия, большие 28-дюймовые колеса со сравнительно тонкими покрышками, дисковые тормоза и современная амортизационная вилка.
Кататься можно по разным дорогам — от твердого асфальта или бетонного полотна до неровных гравийных и грунтовых покрытий, но процесс требует хотя бы минимальной спортивной подготовки.
Складной
Главная особенность моделей — складывающаяся конструкция, позволяющая уменьшить размеры байка практически вдвое. Это незаменимый вариант для тех, у кого мало места для хранения. Также складные модели удобны, например, когда часть пути преодолевается на велосипеде, а оставшийся отрезок — на общественном транспорте или машине. Сложенный байк легко помещается в багажник, не мешает в автобусе и метро.
У складных велосипедов небольшие (обычно 20 дюймов) колеса, что требует дополнительных усилий при разгоне и неудобно для поездок на дальние расстояния.
Как подобрать велосипед по параметрам
Чтобы езда была максимально комфортной и безопасной, необходимо выбрать байк «под себя» с учетом технических параметров и личных предпочтений.
Выбор по росту

Важно, чтобы размер рамы соответствовал росту байкера. Это необходимо для комфорта, снижения нагрузки на спину и шею, ноги и плечи, а также для безопасности. В качестве размера рамы обычно используется длина подседельной трубы, которая измеряется в дюймах.
Таблица подбора размера рамы велосипеда по росту
Правильный размер рамы — ключ к комфортной и безопасной езде. Ориентируйтесь на данные таблицы, но помните, что лучший способ — примерить велосипед перед покупкой.
Размер рамы (дюймы) | Рост велосипедиста (см) |
---|---|
14" | 135 – 155 см |
16" | 150 – 165 см |
18" | 165 – 175 см |
20" | 175 – 185 см и выше |
Примечание: Данные являются усредненными. У разных производителей геометрия рам может незначительно отличаться. Также можно отрегулировать посадку высотой седла и руля.
При выборе байка нужно сесть на него и проверить, насколько он подходит вам по росту и удобен ли в принципе. Помните, что адаптировать его под себя можно регулировкой седла и руля по высоте.
Оптимальные размеры колес
Стандартный диаметр колес городских и шоссейных байков — 28 дюймов. По совокупности параметров (разгон, накат, езда по неровностям, управляемость) это для города оптимальный вариант. Также есть сопоставимые модели с 27,5- и 29-дюймовыми колесами.
На горных велосипедах обычно устанавливают 26-дюймовые колеса, но они удобнее для езды по загородным трассам и на дальние расстояния, а также по пересеченной местности и прочему бездорожью (в этом случае устанавливаются широкие покрышки с агрессивным протектором). На складных байках установлены колеса диаметром 20 дюймов.
Размер колес не привязан к росту велосипедиста, данный параметр выбирают с учетом личных предпочтений и особенностей езды.
Основные характеристики и особенности
Городские байки различаются по материалу рамы, типу трансмиссии, конструкции тормозной системы и другим характеристикам.
Материал рамы
Есть три типа велосипедных рам: стальные, алюминиевые и карбоновые.
Первый вариант классический, такие конструкции прочны и надежны, но достаточно массивны и подвержены коррозии.
Алюминиевые модели легче, однако склонны к накапливанию усталости металла, а в случае повреждений ремонту не подлежат.
Карбоновые рамы самые легкие, прочные и дорогие, используются преимущественно в профессиональных спортивных моделях.
Сравнение материалов велосипедных рам
Материал | Преимущества | Недостатки | Примечание |
---|---|---|---|
Сталь | Прочность, надежность, гасит вибрации, ремонтопригодность (классические рамы) | Большой вес, подверженность коррозии | Классический, бюджетный вариант для городских моделей |
Алюминий (Сплавы) | Легче стали, жесткость, устойчивость к коррозии | Хуже гасит вибрации, накапливает усталость металла, сложность ремонта | Самый популярный материал для большинства современных велосипедов |
Карбон (Углепластик) | Очень легкий, прочный, отлично гасит вибрации, любая форма рамы | Высокая цена, хрупкость при точечных ударах, сложность ремонта | Используется в основном в спортивных и дорогих моделях |
Трансмиссия
Данный механизм состоит из одной или нескольких звездочек (в зависимости от количества скоростей) и предназначен для передачи крутящего момента от педалей к колесам.
При поездках по городу смена передач может потребоваться для преодоления подъема или других сложных участков. Это позволяет сэкономить силы. Многоступенчатые трансмиссии для населенных пунктов не нужны, для города достаточно 1–3 передач. Поэтому популярны классические модели с одной звездой: они дешевле, проще, надежнее и вполне удовлетворяют требованиям к современным городским велосипедам.
Тормозная система
Эффективность торможения зависит от конструкции тормозного механизма. Есть следующие разновидности:
- Ободные тормоза (V-brake). Колесо тормозит при зажатии обода колодками с двух сторон. Система приводится в действие с помощью рукоятки на руле. Это недорогая конструкция, простая в настройке и нетребовательная к обслуживанию, однако чувствительная к состоянию обода: если он грязный или мокрый, эффективность торможения снижается.
- Дисковые с механическим приводом. На втулке колеса закреплен диск, к которому прижимаются тормозные колодки. Усилие передается от рукоятки на руле с помощью приводного троса. Это надежный и эффективный механизм, обеспечивающий быстрое торможение независимо от дорожных и погодных условий.
- Дисковые с гидравлическим приводом. Различие с механическим вариантом заключается в том, что колодки приводятся в действие поршнями, на которые давит гидравлическая жидкость при нажатии тормозной рукоятки. Торможение осуществляется при минимальном усилии руки, но такие механизмы требовательны к обслуживанию.
Также существует барабанный (ножной) тормоз. Это классический вариант, который повсеместно использовался в старых велосипедах. Для торможения нужно прокрутить педали в обратном направлении. Сегодня такие механизмы встречаются редко и преимущественно на детских или городских моделях традиционной конструкции.
Сравнение типов тормозных систем для городских велосипедов
Тип тормоза | Принцип работы | Плюсы | Минусы | Применение |
---|---|---|---|---|
Ободные (V-brake) | Колодки прижимаются к ободу колеса | Простота конструкции, низкая цена, легкое обслуживание | Снижение эффективности в грязи/дождь, износ обода, чувствительность к "восьмеркам" | Бюджетные городские, гибриды, старые модели |
Дисковые механические | Колодки прижимаются к диску на втулке (привод тросом) | Надежность, хорошая эффективность в любую погоду, не зависят от состояния обода | Тяжелее ободных, сложнее в настройке, чем V-brake | Гибриды, городские, начальные горные велосипеды |
Дисковые гидравлические | Колодки прижимаются к диску (привод гидравликой) | Высокая мощность и модуляция (контроль усилия), минимальное усилие на ручке, отличная работа в любых условиях | Высокая цена, сложность обслуживания/ремонта (нужен инструмент и навыки), риск утечки жидкости | Гибриды, горные, продвинутые городские модели |
Барабанные (Ножные) | Механизм внутри задней втулки (активация вращением педалей назад) | Простота, надежность, всепогодность, не требует обслуживания | Низкая мощность, только на заднем колесе, неудобство при маневрировании (нельзя прокрутить педали назад) | Классические городские ("синглспиды"), детские велосипеды |
Комплектация

Велосипеды могут поставляться с одним или несколькими гаечными ключами, насосом, светоотражателями и другими аксессуарами. Одни из них необходимы для ухода и обслуживания, другие повышают комфорт и безопасность езды, третьи используются в качестве элементов декора. Полезными аксессуарами являются:
- шлем — защищает голову при падениях и столкновениях, а также от камней (например, из-под колес проезжающих автомобилей) и дорожного мусора;
- очки — закрывают глаза от ветра, защищают их от пыли и мусора, есть модели с солнцезащитным эффектом;
- фляги (бутылки) с держателями — предназначены для воды и других напитков, которые пригодятся в дальних поездках;
- велоперчатки — улучшают хват за счет усиления сцепления между ладонью и рулем, защищают руки при падении (в последнем случае популярны модели с пластиковыми вставками в местах суставов), есть утепленные варианты для холодного времени года.
Модным современным девайсом является велокомпьютер. Обычно устанавливается на руль, фиксирует статистику езды — среднюю и максимальную скорость, пройденное расстояние, время поездки и прочие показатели. Есть модели с дополнительными датчиками, они могут измерять пульс и давление велосипедиста, количество потраченных калорий и другие параметры.
Как избежать ошибок при выборе городского велосипеда
Не гонитесь за дешевыми моделями: может оказаться, что их функционала недостаточно для ваших потребностей. Также не стоит переплачивать за модные горные и другие современные байки: в условиях городской езды их возможности обычно востребованы не более чем на 20–40%.
Перед тем как выбрать городской велосипед, проверьте комплектацию — аксессуары могут продаваться отдельно или в комплекте.
Сразу уточняйте особенности технического обслуживания — оно может потребовать дополнительных трат и соответствующих навыков. Это особенно актуально в отношении моделей, имеющих конструктивно сложные элементы — например, гидравлические тормоза или многоступенчатую трансмиссию.
Учитывайте правильный размер рамы. Городской велосипед должен соответствовать вашему росту, иначе езда будет некомфортной и даже травмоопасной. Обратите внимание на таблицу производителя или протестируйте байк перед покупкой.
Не игнорируйте такую характеристику как вес велосипеда. Легкие модели удобнее для переноски и хранения, особенно если вам придется поднимать их по лестнице или загружать в транспорт.
Выбор городского велосипеда — это инвестиция в комфорт, удобство и безопасность ваших поездок, поэтому подходите к покупке ответственно. Доверьтесь надежным производителям, которые предлагают не только продуманные модели, но и гарантию, сервисное обслуживание и доступ к запасным частям. Покупая байк проверенного бренда, вы получаете уверенность в его надежности и удобстве на любой городской дороге.